Заливные витражи . купить дрова березовые колотые химкинский район

Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя

Уловив, как возникает избыточное налоговое бремя, можно перейти к его более точному определению, а затем и к анализу избыточного бремени, вызываемого различными видами налогов. Однако для этого необходимо освободиться еще от одного упрощения, использованного в предыдущем параграфе. Оно состояло в том, что налогообложение влияет лишь на количество приобретаемого товара, но не меняет выраженную в денежной форме готовность потребителя платить за его единицу.

Уловив, как возникает избыточное налоговое бремя, можно перейти к его более точному определению, а затем и к анализу избыточного бремени, вызываемого различными видами налогов. Однако для этого необходимо освободиться еще от одного упрощения, использованного в предыдущем параграфе. Оно состояло в том, что налогообложение влияет лишь на количество приобретаемого товара, но не меняет выраженную в денежной форме готовность потребителя платить за его единицу.

 

Так, в первом из рассмотренных примеров потребитель не только до введения налога, но и после его появления был готов заплатить за первую видеокассету 125 денежных единиц, за вторую - 120 и т.д. Налог влиял лишь на число приобретаемых кассет, но не на то, к какой денежной сумме приравнивалась полезность каждой кассеты. Подобное предположение естественно, когда речь идет о сравнительно невысоком налоге на отдельный товар, занимающий относительно скромное место в структуре потребительских расходов. Однако зачастую налоги существенно затрагивают доходы плательщика, и в итоге изменение фактического уровня располагаемого дохода, а не только сдвиги в соотношениях (пропорциях) между ценами, влияет на потребительские предпочтения.

 

Допустим, что от трети до половины расходов типичного потребителя приходится на оплату жилья, причем жилищные услуги обложены налогом, повышающим их стоимость, в 1,5 раза. Применительно к подобной ситуации можно, в принципе, воспроизвести рассуждения, относившиеся к налогу на видеокассеты. Вывод о наличии избыточного налогового бремени и желательности его уменьшения, несомненно, остался бы в силе. Однако в измерение этого бремени пришлось бы внести заметные коррективы.

 

Дело в том, что налог как бы частично обесценивает денежный доход, который получает потребитель. Теперь уже на тот же номинальный доход можно приобрести лишь такой потребительский набор, который уступает по своей полезности набору, приобретавшемуся ранее. В этих условиях полезности единицы любого блага, включая жилье, будет соответствовать уже несколько иная, чем первоначально, денежная сумма. Происходит своеобразная смена масштаба, в котором выражается готовность потребителей платить за товары, приравнивая их к деньгам.

 

Итак, значительный по сфере действия и размеру налог обычно вызывает двоякого рода изменения в поведении потребителей. Во-первых, происходит полное или частичное замещение налогооблагаемого товара другими на основе сопоставления новых соотношений цен с прежними оценками денежных эквивалентов полезности. Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода, что связано с пересмотром денежных эквивалентов полезности товаров и услуг. Следовательно, при прогнозировании и анализе результатов налогообложения требуется учитывать как эффект замещения, так и эффект дохода. При этом логика предыдущих рассуждений побуждает связывать избыточное бремя именно с процессами замещения одних благ другими.

 

Избыточное бремя само по себе не является суммой денег. Оно представляет собой изменение значения функции полезности, сдвиг в благосостоянии. Его можно приравнять к денежной сумме, что мы и делаем, но при этом одному и тому же сдвигу в благосостоянии могут соответствовать разные денежные суммы в зависимости от уровня цен, применительно к которому этот сдвиг рассматривается. Своеобразное изменение денежного масштаба, в котором измеряется избыточное налоговое бремя, связано с эффектом дохода, а само это бремя - с эффектом замещения.

 

Изобразим эффекты замещения и дохода графически, откладывая по одной из осей координат количество налогооблагаемого товара Q в натуральном выражении, а по другой - денежный доход Y, которым индивид располагает для покупки других товаров и услуг (рис. 6.8.). Доналоговый денежный доход индивида равен Y*. Максимальное количество рассматриваемого товара, которое можно было купить на эту сумму до введения налога, равно QA. Таким образом, прямая Y*QA фиксирует бюджетное ограничение. IA - кривая безразличия, проходящая через точку А. Эта точка соответствует доналоговой ситуации, когда потреблялось Q0 рассматриваемого товара, а денежная сумма Y0 оставалась на другие расходы. Отрезок Y0Y* отображает доналоговые расходы на рассматриваемый товар, и если изобразить его доналоговую цену Р0 в том же масштабе, то длина данного отрезка равна произведению P0Q0.

 

Открыть рисунок

Рис. 6.8. Влияние налогообложения на благосостояние потребителя.

 

Пусть введен специфический налог, обусловивший повышение цены до Р1. Это значит, что если бы потребитель отказался от всех остальных товаров и услуг, он смог бы купить меньшее количество данного товара, чем прежде (QB < QA). Новое бюджетное ограничение обозначено линией Y*QB. Точка Y* осталась в прежнем положении, потому что, если бы потребитель полностью перестал покупать налогооблагаемый товар (Q = 0), налог никак не сказался на величине его располагаемого дохода.

 

Посленалоговое равновесие отображено точкой В: теперь потребляется только Q1 единиц рассматриваемого товара, а на другие товары и услуги остается сумма Y1, которая меньше Y0. Через точку В проходит кривая безразличия IВ, которая отвечает более низкому уровню благосостояния, чем IA.

 

Представим себе, что переход из доналоговой ситуации в посленалоговую происходит в два этапа: сначала проявляет себя эффект замещения, а потом эффект дохода. Иными словами, сначала потребитель, сохраняя исходный уровень благосостояния, изменяет лишь структуру покупок под влиянием изменений относительных цен, а затем он сокращает общий объем покупок. Эффекту замещения соответствует поворот линии бюджетного ограничения вокруг кривой безразличия, ведь угол наклона бюджетного ограничения характеризует не что иное, как соотношение цен. А эффекту дохода соответствует параллельный сдвиг линии бюджетного ограничения.

 

Проведем касательную Y**Qc к кривой безразличия IА, параллельную посленалоговому бюджетному ограничению Y*QB. Точка касания С была бы точкой равновесия при посленалоговом соотношении цен, но при отсутствии эффекта дохода. Следовательно, отрезок Q0QS характеризует величину эффекта замещения, а отрезок QsQ1 - величину эффекта дохода.

 

В посленалоговом равновесии В потребитель покупает Q1 единиц налогооблагаемого товара, которые обходятся ему в сумму (Y* - Y1). Если бы у него сохранялось прежнее бюджетное ограничение Y*QA, но при этом он покупал Q1, а не Q0 единиц данного товара, то на другие товары и услуги у него оставалось бы больше средств. Обозначим эту сумму буквой Н. Продлив линию Q1B до пересечения с бюджетным ограничением Y*QA, мы получим отрезок Q1M, длина которого равна Н. Разность (Н – Y1) соответствует величине налоговых поступлений. H – Y1 = (Y* - Y1) - (Y* - H). В первой скобке - посленалоговая стоимость Q1 - единиц рассматриваемого товара, а во второй - доналоговая стоимость того же количества товара. Разность представляет собой налог.

 

Снижение благосостояния потребителя может быть выражено в денежной форме разностью (Y** - Y*). В самом деле, именно прямая Y**Qc представляет собой тот потенциально возможный вариант бюджетного ограничения, при котором посленалоговые цены сочетались бы с доналоговым уровнем благосостояния. Непосредственно разность (Y** - Y*) показывает, какая сумма минимально необходима, чтобы компенсировать потребителю изменение цены, возвратив его при посленалоговых ценах на доналоговый уровень благосостояния. Эта разность называется компенсирующим изменением.

 

Легко убедиться, что снижение благосостояния, измеряемое компенсирующим изменением, более значительно, чем налоговые поступления. Поскольку посленалоговое бюджетное ограничение жестче доналогового, параллельные линии Y*QB и Y**0С круче, чем Y*QA . Это значит, что на вертикальной прямой, проходящей через Q1, точка М, соответствующая по высоте H, находится ниже, чем пересечение с Y**QC, которое на рисунке обозначено буквой N. Отрезок BN равен по длине отрезку Y*Y** (оба они характеризуют параллельный сдвиг), а следовательно, соответствует разнице в благосостоянии между доналоговой и посленалоговой ситуациями. Итак, разность (F- H) характеризует избыточное налоговое бремя.

 

Заменим ось дохода Y на ось цен Р, чтобы вернуться к форме представления избыточного налогового бремени, использованной на рис. 6.6. и 6.7. Отметим на оси Q не только доналоговый объем потребления Q0 и посленалоговый объем Q1, но и точку Qs , разделяющую эффект замещения и эффект дохода (рис. 6.9). Используем понятие функции компенсированного спроса. Эта функция характеризует зависимость цены спроса от количества реализуемого товара при условии, что уровень благосостояния потребителей фиксирован, иными словами, эффект дохода элиминирован.

 

Открыть рисунок

Рис. 6.9. Компенсированная функция спроса и избыточное налоговое бремя.

 

Построение такой функции предполагает мысленный эксперимент, а именно ответ на вопрос, как менялся бы спрос на товар, если бы потребителю компенсировались потери дохода от повышения цены (и изымалась бы соответствующая часть денежного дохода при снижении цены). Таким образом, речь идет о готовности платить за товар при данном уровне благосостояния, тогда как обычная (так называемая маршаллианская) функция спроса характеризует не только зависимость предельной полезности товара от его количества, но и влияние отмеченных выше изменений «денежного масштаба». Функция компенсированного спроса, по определению, отражает эффект замещения, но не отражает эффект дохода. Поскольку при построении такой функции необходимо принять в качестве данного некоторый уровень благосостояния, фактически меняющийся с изменением цен, одной и той же обычной функции спроса соответствует бесконечно много компенсированных функций. Кривая компенсированного спроса может быть проведена через любую точку обычной кривой спроса, причем первая всегда круче второй.

 

На рис. 6.9. линия компенсированного спроса D' проведена через точку доналогового равновесия Е0, поскольку подразумевается та же последовательность изменений, что и прежде: сначала имеет место эффект замещения, а потом эффект дохода. Следовательно, нас интересует функция, отражающая готовность платить за налогооблагаемый товар при исходном уровне благосостояния.

 

Если бы имел место только эффект замещения, но не эффект дохода, точка равновесия переместилась бы не в положение Е1, а в положение Es, которому на рис. 6.8. соответствовала точка С. В Es и в С расходы на налогооблагаемый товар равны произведению Р1Qs, тогда как в действительности посленалоговой цене P1 соответствует лежащая на обычной кривой спроса D точка E1 (или В на рис. 6.8.), в которой эти расходы составляют P1Ql.

 

Площадь фигуры P0P1ESE0 характеризует потери полезности под влиянием налога, измеренные компенсирующим изменением. Они превышают потери маршаллианского излишка потребителя P0P1E1E0, так как в расчет принято относительное «обесценение денег». Площадь заштрихованной фигуры Е’1Е1ЕsE0 соответствует избыточному налоговому бремени (площадь прямоугольника P0P1E1E’1 по-прежнему выражает величину налоговых поступлений).

 

Итак, избыточное налоговое бремя представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые вызываются эффектом замещения, обусловленным налогообложением. Эффект замещения непосредственно выражает искажающее действие налога. Оно состоит в искажении соотношений цен, на основе которых осуществляется аллокация ресурсов.

 

Как уже отмечалось выше, в общем случае избыточное бремя затрагивает не только излишек потребителя, но и излишек производителя. Величина избыточного бремени при налогообложении товара соответствует площади фигуры, ограниченной кривой предложения, кривой компенсированного спроса, а также вертикальной и горизонтальной прямыми, проходящими через точку посленалогового равновесия (рис. 6.10.).

 

Открыть рисунок

Рис. 6.10. Избыточное налоговое бремя производителя и потребителя (продавца и покупателя).

 

Рисунок позволяет заметить, что избыточное бремя, вообще говоря, тем больше, чем более пологи изображенные на нем кривые. Это естественно, так как пологая кривая отображает функцию с высокой ценовой эластичностью, иными словами, со значительными возможностями замены данного товара как объекта производства и потребления другими товарами или услугами. Эластичности предложения и компенсированного спроса ближайшим образом определяют размер заштрихованной фигуры по горизонтали, а ее размер по вертикали непосредственно определяется величиной налога.

 

Оценка избыточного бремени налогообложения на практике сопряжена с немалыми трудностями. Как ясно из сказанного ранее, необходимо определить характер функции компенсированного спроса, а также функции предложения. Кроме того, значение имеет взаимосвязь между рынками различных налогооблагаемых товаров.

 

Сокращая производство и потребление какого-либо товара, налог, как правило, вызывает рост производства и потребления его субститутов (заменителей) и уменьшает производство и потребление товаров, взаимодополняющих по отношению к данному. Так, дополнительный налог на персональные компьютеры может вызвать уменьшение объема продаж дискет и как следствие - не только падение поступлений от обложения этих продаж, но и некоторое изменение избыточного бремени, связанного с налогом на дискеты.

 

Однако, оставляя в стороне указанные проблемы, можно с помощью элементарных примеров получить некоторую полезную информацию о том, какие факторы влияют на величину избыточного бремени тем или иным образом. Фактически это уже было в определенной степени сделано выше.

 

Вернемся к наиболее упрощенному варианту приблизительного представления избыточного бремени. Имеется в виду площадь треугольника Е’1Е1Е0 на рис. 6.6, иными словами [-1/2 DQDP]. DQ и DР- соответственно уменьшение объема продаж и повышение цены товара. Известно, что эластичность спроса eD равна dQ/dP :Q/P. Следовательно, DQ приблизительно равно eDQ0DP/P0 (равенство было бы точным, если бы эластичность не изменялась вдоль линии D). Таким образом, избыточное налоговое бремя может быть в первом приближении оценено выражением EDQ0(DP)2/2P0, где ED - абсолютная величина эластичности eD.

 

В ситуации, изображенной на рис. 6.6, DР - не что иное, как размер налога. Если же представить себе, что налог является не специфическим, а пропорциональным, то DР = tP, где t - ставка налога. Подставляя это произведение в только что полученное выражение и считая, что Р не слишком отличается от Р0, приходим еще к одной оценке избыточного бремени: 1/2(ЕDQ0P0 t2).

 

Разумеется, полученные оценки могут считаться в лучшем случае ориентировочными. По сравнению с реальными ситуациями не были приняты во внимание, помимо прочего, потери излишка производителя, а вместо эластичности компенсированного спроса использовалась обычная эластичность спроса. Тем не менее, мы убедились, что при прочих равных условиях избыточное бремя растет значительно быстрее размера налога или его ставки, поскольку между ними имеет место квадратичная зависимость. Этот существенный вывод применим отнюдь не только к тому предельно упрощенному варианту оценки, который рассмотрен выше.


 

Breadcrumbs