Банковский надзор: за и против

Вообще что же такое банковский надзор?Банковский надзор – если брать пока более обширно, то это надзор в банковской сфере.

Вообще что же такое банковский надзор?

 

Банковский надзор – если брать пока более обширно, то это надзор в банковской сфере. Почему я пока беру более обширно?! Да потому что хочу сказать, что в мировой практике сложилось несколько моделей банковского надзора. Приведу их ниже.

Первая модель – основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности.

 

Вторую модель можно назвать смешанной, потому что в ней функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов.

 

Третья модель характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при менее выраженном участии центрального банка.

 

Ну и четвёртая модель выражается созданием мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Что касается этой модели, то здесь ведётся очень много дискуссий, потому что выдвигают много «за», но и хватает «против». Но это уже другая тема для размышлений, а мы вернёмся к банковскому надзору.

 

Что же касается банковского надзора в России, то в ФЗ от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном Банке Российской Федерации» сказано, что “Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций”, но “проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению - аудиторскими фирмами”.

 

Вообще основными макроориентированными целями банковского надзора являются:

· защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;

· поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения "системных рисков" (имеется в виду, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков);

· защита фонда страхования от потерь, т.е. меры по защите интересов банковских вкладчиков.

 

Но это макропоход к целям банковского надзора, который ориентирован на уровень страны, но есть ещё и микроподход, который рассматривает цели в рамках отдельного учреждения.

 

Конечная цель макроподхода состоит в ограничении риска дестабилизации финансовой системы, влекущей за собой серьезные потери для реального сектора экономики в целом, а цель микроподхода – ограничение риска финансовой дестабилизации отдельных кредитно-финансовых учреждений, невзирая на последствия финансового кризиса для экономики.

 

 

А что вообще является предметом банковского надзора?

 

Ну тут можно выделить три предмета, а именно:

· соблюдение кредитной организацией законодательства и банковских правил, установленных Банком России;

· выполнение кредитной организацией предусмотренных законодательством и нормативными актами Банка России финансовых нормативов (Банк России может устанавливать такие нормативы как, предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, максимальный размер крупных кредитных рисков, нормативы ликвидности кредитной организации, нормативы достаточности собственных средств и т.д.);

· проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности, предусмотренной законами и нормативными актами Банка России, отчетности кредитных организаций.

 

Также можно выделить и виды банковского контроля: государственный, ведомственный и независимый.

 

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.

 

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка.

 

А независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. как я уже говорил аудиторскими фирмами.

 

Что же касается банковского надзора в целом, то он проходит несколько этапов: лицензирование банка, проверка отчетности, предоставляемой банком, инспектирование на местах и контроль за соблюдением требований. Немного поподробнее о каждом.

 

Лицензирование банков имеет целью ограничить круг банковских операций тем юридическим лицам, которые имеют разрешение на их проведение. Другими словами, лицензия – право на проведение банковских операций, но опять же, чтобы их проводить, нужно соответствовать некоторым требованиям (минимальный размер уставного капитала, состав основных акционеров, квалификация руководства, стратегия деятельности и другие).

 

Следующий этап – это проверка отчётности. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем.

 

Третий этап банковского контроля – инспектирование, определяется проверкой степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента. В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными. Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска. А в ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка.

 

Частота же проведения ревизий зависит от степени доверенности надзорных органов к банкам. Они могут быть редкими, а могут носить характер типа «ну не нравишься ты мне».

 

И завершающий этап надзора – контроль за соблюдением предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков. Существуют же официальные меры воздействия на банки: предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказ о снятии с должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидация кредитного учреждения.

 

Ну а теперь думаю можно начать давать оценку эффективности банковскому надзору, нужен ли он вообще или что нужно сделать чтобы усовершенствовать его.

 

Считаю, что нужно начать с самого органа надзора или точнее с доводов за выделение функции контроля у Центрального Банка, потому что также есть мнения «за» и «против» по этому вопросу.

 

«За»:

- Потенциальный конфликт интересов междуцелями денежной политики и надзора

- Стирание границ между различными типами финансовых институтов и нецелесообразность существования специализированных надзорных органов

- Чрезмерная концентрация полномочий в рамках центрального банка

 

 

«Против»:

- Необходимость тесного информационного обмена между надзорными подразделениями и органами, ответственными за денежную политику

- Большая сфокусированность на системной стабильности банковского сектора

- Независимость центрального банка защищает надзор от внешнего давления, делая его более эффективным

 

 

С моей же точки зрения, Центральный Банк России должен являться органом надзора и контроля за всей банковской сферой в стране, если же не он, то кто?! Должен быть один орган, который будет самым главным, чтобы в руках была вся концентрация власти над кредитными учреждениями, чтобы только один мог решать кому выдавать лицензию, а кому нет, чтобы не было разногласий, поэтому органом надзора и должен быть «банк банков».

 

Также следует отметить, что методы внешнего надзора и инспекционных проверок наряду с преимуществами имеют свои недостатки. Внешний надзор имеет преимущество в том, что данные о состоянии банков постоянно обновляются (ликвидность, прибыльность и капитал). Тем не менее, при этом довольно сложно изучить другие аспекты деятельности банков, связанные с рисками, а иногда вообще нельзя быть полностью уверенным в достоверности представляемой отчетности без её проверки непосредственно на месте. Метод проведения проверок на местах имеет преимущество в том, что является более тщательной проверкой всех операций и рисков банка, а также даёт более ясную картину деятельности руководителей банка. В то же время, проверки на местах проводятся довольно редко для некоторых учреждений (иногда один раз в течение нескольких лет) и поэтому они не могут служить основой для проведения непрерывного контроля за деятельностью банка. Поэтому, для достижения оптимальной и эффективной системы банковского надзора необходимо сочетание этих методов. При этом метод внешнего надзора используется для выявления банков, в которых должны быть проведены проверки в самое ближайшее время, а в ходе инспекции проводится тщательная проверка тех направлений деятельности, которые вызывают беспокойство. Таким образом, внешний надзор может служить и в качестве метода наблюдения за результатами работы банка по устранению проблем, выявленных в ходе инспекционных проверок на местах.

 

Ну а чтобы совершенствовать саму систему банковского надзора, она должна отвечать следующим требованиям.

 

Во-первых, главной задачей должны быть не поиск и наказание "провинившихся" банков, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы.

 

Во-вторых, повышение открытости ситуации в банковской сфере и в конкретных банках как для ЦБ, так и для клиентов.

 

В-третьих, надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа (об этом говорилось выше).

 

В-четвертых, надзор за руководителем банков должен опираться на изменение законодательно установленных требований к квалификации в сторону усиления.

 

В-пятых, стоит также включить в состав должностных лиц, назначение которых подлежит обязательному согласованию в ЦБ главного аудитора банка или как их ещё называют кураторами.

 

В-шестых, следует также доработать контроль за деятельностью филиальной сети банков.

 

Ну и в итоге нужно сделать небольшой вывод. Я считаю, что банковский надзор не просто нужен, а даже необходим. Да, ничего нет совершенного, но у нас есть возможности его улучшить. Ведь какова главная цель банковского надзора?! Наверно, поддержание банковского сектора в стране. А ведь без выдачи лицензий, каждый мог бы быть банком, и чтобы тогда было?! Я не хочу даже размышлять на эту тему. Потому что понимаю, что только банковский надзор следит за нормативами при создании нового банка, чтобы не было «неудачных» банков, что только он следит за отчётами, а ведь банки могут врать, давать совсем другие цифры, говорить что у них всё хорошо, но для этого есть и инспектирование (проверка на местах), я не исключаю коррупцию в этом деле, что конечно же дают взятки, но наверно сейчас без них никуда, но если даже у банка плохое состояние, то он должен исправится, ведь именно он может повлиять на весь банковский сектор, а за этим тоже нужно следить. Банковский надзор конечно же нужен, но он должен улучшаться, потому что нет предела совершенству.

 

 

Макаров Алексей

funansust.ru


 

Breadcrumbs