КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ представляют собой долгосрочные и среднесрочные займы, размещаемые на рынке ценных бумаг. Облигации могут отличаться друг от друга доходностью, сроком действия, целевым назначением, обеспеченностью или необеспеченностью и др. В развитых странах существует большое разнообразие видов корпоративных облигаций. Например, в США можно выделить: промышленные, коммунальные, ипотечные, сезонные, гарантийно-конвертируемые, экологические и другие виды облигаций.

 

Корпоративные облигации преобладают в структуре источников финансирования экономики, занимая более 70% всех средств, привлекаемых через рынок ценных бумаг. Их приоритет обусловлен долгосрочностью и не изменением отношений собственности.

 

Все облигации по признаку качества и надёжности делятся международными и национальными рейтинговыми агентствами на ряд групп.

 

Международные рейтинговые агентства: «Moody ,s», «Standard and Poor ,s» (S&P) и другие. Обозначение NRnot rated (нет рейтинга) означает, что  рейтинг эмитенту не присваивался. Обозначения буквами A,B,C и D – означают присвоение определенного рейтинга. Рейтинги группы А (инвестиционного класса) свидетельствуют о хороших финансовых показателях – высокая прибыль и ликвидность активов, малая зависимость от колебаний процентной ставки, высокая степень надежности. Облигации групп B и C – т.н. junk bonds («мусорные», т.е. высоко рискованные). Облигации группы B – для тех, кто ищет доход выше среднего уровня (инвестиционные и венчурные компании). Российские облигации, как государственные, так и корпоративные, входят в эту группу – опасные для инвестирования. Большинство из них до 1998 г. имели рейтинг ВВ - умеренно рискованные. Рейтинг класса С – скорее предупреждение о возможных потерях, чем рекомендация инвесторам (вновь созданные компании с сомнительными перспективами).

 

Российские рейтинговые агентства: ИЦ «Рейтинг»; Агентство финансовой

информации «Интерфакс» («Интерфакс – АИФ»); «Коммерсант – Daily»; журнал «Деньги» и др. Национальные рейтинговые агентства часто не имеют достаточного авторитета.

 

Каждая позиция в группе имеет определённую твёрдую характеристику. В целом, более высокое качество всегда означает более низкий процент дохода по облигации. Облигации по сравнению с акциями более устойчивы к колебаниям экономической конъюнктуры, т.е. доходы и их рыночный курс достаточно стабильны.

 

СТОИМОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЛИГАЦИЙ. Облигации имеют нарицательную стоимость (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость указывается на самой облигации и обозначает сумму, которая предоставляется взаймы и подлежит возврату по окончании срока займа. Она является базовой величиной для расчёта приносимого облигацией дохода. Процент либо дисконт по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за определённый период времени рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и ценой приобретения облигации.

 

Облигации, как правило, имеют относительно высокую номинальную стоимость и ориентированы на состоятельных индивидуальных и институциональных инвесторов. В этом заключается одно из их отличий от акций, номинальная стоимость которых устанавливается в расчёте на более широкий круг инвесторов. Следует отметить, что если для акций номинальная стоимость - величина довольно условная, т.к. они продаются и покупаются преимущественно по ценам, не привязанным к номиналу (могут выпускаться акции без указания номинала), то для облигаций номинальная стоимость является важным параметром, значение которого не меняется в течение срока действия облигационного займа. По первоначально установленной величине номинала облигации погашаются после окончания срока  их обращения.

 

Курс облигации. С момента эмиссии облигации и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже номинала, равна ему или превышать номинал. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из конъюнктуры, сложившейся на фондовом и финансовом рынках, а также в зависимости от двух главных качеств самого займа, а именно:

 

-перспективы получения номинальной стоимости облигаций при их погашении (чем ближе срок погашения в момент приобретения облигации, тем выше её рыночная цена);

-права на получение регулярного фиксированного дохода (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше её рыночная стоимость).

 

Рыночная цена облигаций зависит также от ряда других параметров, важнейшим из которых является надёжность или риск инвестиций. Поскольку номиналы различных облигаций могут существенно различаться между собой, часто возникает необходимость в сопоставительном измерителе их рыночных цен. Таким измерителем является курс облигации.

 

Курс облигации представляет собой значение её рыночной цены, выраженное в процентах к номиналу:

Ко = (Цр/Но ) * 100

где: Ко - курс облигации;

Цр - рыночная цена облигации;

Но - номинал облигации.

 

Дисконт и процентный доход по облигации. Облигации, как и другие ценные бумаги, являются объектом инвестирования и приносят владельцам доход. Общий доход по облигации включает следующие составляющие:

 

- периодически выплачиваемые проценты (купонный доход);

- изменение стоимости облигации за определённый период времени;

- доход от реинвестирования выплаченных процентов.

 

Рассмотрим элементы, составляющие общий доход по облигации. Облигации, в отличие от акций, приносят держателям фиксированный текущий доход. Он представляет собой т.н. постоянный аннуитет, т.е. право получать ежегодно фиксированную денежную сумму в течение ряда лет. Проценты по облигациям, как правило, выплачиваются один - два раза в год (купонный доход). Чем чаще они выплачиваются, тем больший потенциальный доход приносят облигации, поскольку полученные проценты могут реинвестироваться.

 

Размер купонного дохода по облигации зависит в первую очередь от её надёжности, т.е. от устойчивости компании-эмитента её выпустившей. Чем устойчивее эмитент и надёжнее облигация, тем ниже процент выплат устанавливается по ней. Помимо этого, существует зависимость размера процентного дохода и срока обращения облигации - чем больше период обращения облигации, тем выше процент дохода устанавливаемый по ней.

 

Облигации могут быть бескупонными и продаваться по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. При покупке и продаже таких облигаций требуется определение оптимальной цены, по которой следует продать облигацию сегодня, если известна сумма дохода (дисконт), которая будет получена в будущем, а также действующая норма доходности на финансовом рынке (ставка рефинансирования). Процесс определения этой цены носит название дисконтирования, а сама цена - настоящей стоимости будущего дохода:

 

Цд = Но/(1 +(Л Пс/100))  

где: Цд - цена продажи облигации с диcконтом;

Но - номинальная цена;

Л   - число лет до погашения;

Пс - норма ссудного процента.

 

Знаменатель этого выражения представляет собой дисконтный множитель,  показывающий, какую долю составляет цена продажи облигации в её номинальной стоимости. Разность (Но - Цд) является дисконтом (Дд) и представляет собой установленный доход по облигации.

 

Последним элементом общего дохода по облигации является доход от реинвестирования полученных процентов. Он может иметь место, если текущие процентные доходы по облигации постоянно реинвестируются. Размер такого дохода может быть весьма ощутимым для владельца при приобретении им долгосрочных облигаций.

 

Общий доход, приносимый облигациями, как правило, ниже, чем по другим видам ценных бумаг. Это связано с более высокой надёжностью облигаций по сравнению, например, с акциями. Доходы по облигациям существенно меньше подвержены влиянию циклических колебаний экономики и изменений конъюнктуры рынка.

 

Доходность облигаций. При определении эмитентами параметров выпускаемых облигационных займов, выборе инвесторами облигаций при их покупке, формировании профессиональными участниками фондового рынка инвестиционных портфелей и т.д. возникает необходимость сравнительной оценки эффективности облигационных займов. Эта оценка сводится, главным образом,  к определению доходности облигаций.

Доходность облигаций, в общем виде, представляет собой доход, приходящийся на единицу затрат, т.е. является относительным показателем. Доходность облигаций можно разделить на текущую и полную. Показатель текущей доходности характеризует размер поступлений дохода по облигации за текущий период времени - год, как правило:

Дт = (Пг/Цр) * 100

,где: Дт - текущая доходность облигации;

Пг - сумма выплачиваемых за год процентов;

Цр - рыночная цена приобретения облигации.

 

Текущая доходность является простейшей характеристикой облигаций. Пользуясь только ею, невозможно выбрать наиболее эффективный вариант инвестирования средств, поскольку этот показатель не отражает изменение стоимости облигаций за период владения ими. Текущая доходность бескупонных облигаций, рассчитанная таким способом, будет равна нулю, однако доход по ним в форме дисконта всё равно будет иметь место.

 

Показатель полной доходности учитывает оба источника дохода, приносимого облигациями. Он характеризует полный доход по облигации, приходящийся на единицу затрат при её покупке:

Дп = (((По + Дд)/(Цр Л)) * 100

,где: Дп -полная доходность облигации;

По -совокупный процентный доход ;

Дд -размер дисконта по облигации;

Цр -рыночная цена приобретения;

Л   -число лет владения облигацией.

 

Уточним, что размер дисконта равен разности между номиналом (Но) и рыночной ценой приобретения облигации (Цр), если она находится у инвестора до погашения. Если инвестор продает облигацию раньше срока погашения, то размер дисконта составляет разность между ценами продажи и приобретения облигации.

 

Существуют более сложные алгоритмы расчета полной доходности, в частности, учитывающие третью составляющую совокупного дохода, приносимого облигациями в результате реинвестирования процентных выплат.

 

На показатели доходности облигаций существенное влияние оказывают два важных фактора, а именно: инфляция и налоги. Если полная доходность облигации превышает уровень текущей инфляции на определённый процент, то именно он и будет составлять её реальный доход. Если уровень инфляции будет равен или превысит  полную доходность, то владельцы облигаций с фиксированным процентом могут не получить доход вовсе или даже понести убытки. Следовательно, в условиях галопирующей инфляции для поддержания доходности инвестиций на уровне адекватном текущей ставке рефинансирования, инвесторам следует избегать вложений в долгосрочные облигации.

 

Доходность облигаций (за исключением государственных) уменьшают также и налоги. Поэтому,  реальная доходность  облигаций должна рассчитываться после вычета из дохода, приносимого ими, сумм уплаченных налогов с учётом прогнозируемых темпов инфляции. Реальная доходность может служить инструментом выбора эффективных вариантов вложения капитала.