Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств

Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев фи­нансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансовая система включает в свой состав сферы централизованных и децентрализованных финансов, основным признаком выделения которых является характер образуемых денежных фондов.

 

Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Звеньями централизованных финансов являются: бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.

 

Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Звенья децентрализованных финансов включают в свой состав: финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств.

 

Рассмотрим отдельные звенья финансовой системы более подробно.

 

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Основной целью бюджетной системы является перераспределение валового внутреннего продукта для финансового обеспечения решения ключевых экономических, социальных, культурных и политических задач государства. В рассматриваемом звене наиболее полно проявляются все функции финансов одновременно: посредством таких инструментов, как налоги, акцизы, таможенные пошлины и пр. осуществляется перераспределение ВВП, а целый ряд государственных органов (Казначейство, Федеральная налоговая служба, Счетная палата РФ и пр.) организуют систему контроля над таким распределением.

 

Государственный и муниципальный кредит выражает совокупность экономических отношений между государством или муниципальными органами власти, с одной стороны, и другими экономическими субъектами – с другой, по поводу привлечения фондов денежных средств, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения, в результате чего Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут выступать в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К основным задачам государственного кредита можно отнести: финансирование бюджетного дефицита; проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.

 

В последние годы особое значение в финансовой системе России стали играть финансы государственных и муниципальных предприятий, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании.

 

Деятельность государственных корпораций регламентируется ст.71.1 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Первой государственной корпорацией стала ГК «Агентство по страхованию вкладов». В последние годы для реализации наиболее важных программ развития экономики и социальной сферы было создано около десятка государственных корпораций, среди которых отметим Российскую корпорацию нанотехнологий, ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, ГК «Ростехнологии», ГК по атомной энергии «Росатом», Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства.

 

Государственные корпорации обладают целым рядом особенностей: 1. создаются на основании федерального закона; 2. имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации, в результате чего контроль за имуществом выведен из под надзора Счётной палаты; 3. государственные корпорации по своему статусу отличны как от ОАО с преобладающим государственным участием (на них не распространяются положения о раскрытии информации), так и от государственных унитарных предприятий (они выведены из под контроля ряда государственных органов); 4. государственные корпорации подотчетны только Правительству РФ, в то время как другие органы государственной власти местного самоуправления не вправе вмешиваться в их деятельность.

 

Другой разновидностью государственного участия в функционировании децентрализованных финансов являются унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В Российской Федерации создаются и действуют два вида унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

 

Несмотря на значительную долю государственного сектора в экономике любого государства, и России в том числе, ведущую роль в создании валового внутреннего продукта играют, тем не менее, финансы коммерческих предприятий.

 

Финансы коммерческих предприятий – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности. Роль финансов коммерческих организаций в функционировании финансовой системы страны заключается в том, что они являются: основным источником образования централизованных денежных фондов; главным направлением регулирующих действий государственных органов власти; ведущим источником образования финансовых ресурсов домашних хозяйств; основой для организации непрерывного процесса удовлетворения общественных потребностей; ключевым звеном в распределении и потреблении произведенного валового продукта.

 

Финансы некоммерческих организаций это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансо­вых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Предпринима­тельскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в рамках решения поставленных перед ней задач.

 

Финансы домашних хозяйств – система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в од­ном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместно­го потребления и накопления. Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством, которое обладает небольшим инструментарием их регулирования.

 

Финансы индивидуальных предпринимателей совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск.


 

Breadcrumbs