Сущность, задачи, функции и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

 

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой полити­ки на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

 

К задачам финансового контроля относятся:

-      обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

-      обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

-      создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового финансового права;

-      контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

-      повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

-      оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

 

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

 

Отрасли финансового контроля включают:

1)    государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2)    негосударственный финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

 

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов государственной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях.

 

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

 

-      Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля вы­ражена в его праве самостоятельно определять: а) пред­мет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

 

-      Принцип гласности. Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступ­ность обеспечивается обычно двумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы; 2) публикацией резуль­татов ревизий и проверок в открытой печати.

 

-      Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать за­конам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении кон­тролируемых субъектов.

 

-      Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред­взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обосно­ваны и подтверждены соответствующими данными, мате­риалами, содержащими качественную информацию.

 

-      Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как мини­мум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответ­ственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансо­вого контроля, его работник) за ненадлежащее выполне­ние возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, адми­нистративную и дисциплинарную). Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных оши­бок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени вли­яния допущенных ими незаконных иди неадекватных дей­ствий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт­роля, которые, в свою очередь, должны нести ответствен­ность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

 

-      Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя пред­писывать контрольные функции, не обеспеченные сред­ствами для их выполнения. Иными словами, при определе­нии обязанностей субъекта контроля должен, быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

 

-      Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансо­вого контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, об­разуемых по линии ветвей власти.


 

Breadcrumbs