Виды финансовых планов

Финансовый план пред­ставляет собой свод системы плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов, в которых отражаются ожидаемые объемы формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период времени. Финансовые планы составляются пре­имущественно в форме баланса доходов и расходов

Финансовый план пред­ставляет собой свод системы плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов, в которых отражаются ожидаемые объемы формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период времени. Финансовые планы составляются пре­имущественно в форме баланса доходов и расходов.

 

Основными финансовыми планами органов государственной вла­сти и местного самоуправления являются бюджеты соответствующих уровней, бюджеты государственных внебюджетных фондов, сводный финансовый баланс страны и среднесрочные финансовые планы субъектов Федерации (муниципальных образований). Для коммерче­ских организаций – баланс доходов и расходов и бюджеты организа­ции, включая налоговый; для некоммерческих организаций – смета доходов и расходов, бюджетная смета.

 

Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправ­ления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется БК РФ. Все это придает бюд­жету директивный характер, обусловливающий обязательность испол­нения плановых показателей.

 

В доходной части бюджета находят отражение налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмез­дные поступления. В расходной части бюджета планируются и утверждаются кон­кретные виды расходов органов государственной власти и местного са­моуправления по следующим направлениям: законотворческая, судеб­ная, правоохранительная и управленческая деятельность; реализация конституционных социальных прав граждан; обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и международная деятельность; государственное регулирование экономики и научно-технического про­гресса; формирование государственных (муниципальных) резервов; управление государственным (муниципальным) долгом; прочие на­правления расходования. Состав и структура планируемых доходов и расходов бюджетов различных уровней власти и управления существенно различаются и зависят от распределения доходных и расходных полномочий (во­просов ведения), закрепленных за соответствующим уровнем государ­ственной власти и местного самоуправления действующим бюджетным и налоговым законодательством. Плановые показатели бюджета отра­жают основные параметры федеральной, региональной и муниципаль­ной социально-экономической политики и планов развития страны и ее территорий.

 

При разработке проектов бюджетов используются плановые па­раметры, заложенные в таких относительно самостоятельных докумен­тах, как долгосрочные целевые программы, федеральная адресная це­левая программа, Инвестиционный фонд РФ и ведомственные целевые программы. Долгосрочные целевые программы разрабатываются и ут­верждаются на федеральном, региональном и местном уровнях соответ­ствующими исполнительными органами публичной власти и финанси­руются за счет средств соответствующих бюджетов. Такая программа содержит технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов, объемы и источники финансирования, наименование заказчика. На основе федеральной инвестиционной программы осуще­ствляются планирование и финансирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Инвестиционный фонд РФ – это часть средств федерального бюджета, предназначенная для реали­зации инвестиционных проектов, финансируемых на принципах госу­дарственно-частного партнерства. Разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ могут осуществляться на всех уровнях публично-правовых образований страны в порядке, установ­ленном соответствующим органом исполнительной власти.

 

Еще одной разновидностью директивных государственных финан­совых планов является система бюджетов внебюджетных фондов. В России она включает бюджеты ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС. Система государственных внебюджетных фондов призва­на обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на пен­сионную и социальную защиту, на охрану здоровья и получение бес­платной медицинской помощи. Бюджеты внебюджетных фондов формируются по доходам и расходам органами их управления и утверж­даются соответствующими органами законодательной власти одновре­менно с принятием закона о федеральном (по территориальным фон­дам – о региональном) бюджете. Бюджеты внебюджетных фондов планируются по следующим доходным статьям: целевые и стра­ховые взносы, бюджетные средства, доходы от размещения временно свободных средств, прочие источники. Направления расходования средств бюджетов внебюджетных фондов имеют строго целевое назна­чение в рамках, определенных законодательством и названием конк­ретного фонда. Показатели, запланированные в бюджетах этих фондов, отража­ют основные параметры финансового обеспечения и реализации госу­дарственной социальной политики в области социальной защиты на­селения.

 

Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений ис­пользования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разра­ботке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-эко­номическое развитие общества.

 

Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) разрабатывается ежегодно по установленной форме. Он содержит следующие основные параметры: прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидиро­ванного бюджета субъекта РФ (муниципального района); объемы бюд­жетных ассигнований в соответствии с классификацией расходов бюд­жетов; распределение в очередном году и плановом периоде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий; нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты; дефицит (профи­цит) бюджета; верхний предел государственного внешнего долга субъекта РФ; объем доходов, расходов и дефицита (профицита) ТФОМС.

 

Относительно самостоятельное значение в системе публичных финансовых планов имеет баланс денежных доходов и расходов населе­ния, отражающий движение финансовых ресурсов домашних хозяйств (движение денежных средств в наличной и безналичной формах). Он важен для планирования на уровне экономики страны денежного обо­рота, розничного товарооборота, налоговых поступлений и кредитных ресурсов. В отличие от бюджетов баланс доходов и расходов населения не носит директивного характера и является расчетно-аналитическим документом.

 

Частнохозяйственные финансовые планы имеют своей целью обо­снование индивидуального кругооборота денежных средств конкрет­ного хозяйствующего субъекта – организации или домашнего хозяй­ства (индивидуального предпринимателя). В них планируются доходы и другие поступления финансовых ресурсов, расходы и финансовые результаты деятельности субъекта. Финансовые планы организаций определяются характером деятельности и финансирования последних (коммерческая или некоммерческая деятельность, бюджетные или не­бюджетные способы финансирования), а также организационно-пра­вовой формой и учредительскими документами. Порядок составления и методика исчисления показателей финансовых планов коммерческих организаций и небюджетных некоммерческих организаций устанавли­ваются приказами и распоряжениями руководства этих хозяйствующих субъектов, а финансовых планов бюджетных организаций (учрежде­ний) – нормами БК РФ и других правовых актов.

 

Финансовые планы коммерческой организации разрабатываются на основе бизнес-плана и других плановых (прогнозных) параметров об­щехозяйственного и общеэкономического характера, отражающих виды деятельности и направления развития организации, включая инвести­ционное, на предстоящий год и более длительный период. При формиро­вании финансовых планов учитывается цель коммерческой деятельно­сти – получение прибыли на основе оптимизации структуры капитала (финансовых ресурсов), обеспечения финансовой устойчивости, инве­стиционной привлекательности организации, эффективности механиз­мов привлечения финансовых ресурсов и их использования.

 

Коммерческая организация составляет годовой баланс доходов и расходов с поквартальной разбивкой. В нем планируются показате­ли, характеризующие объем и состав финансовых ресурсов организа­ции, а также направления их использования.

 

Сводный бюджет коммерческой организации представляет собой более развитую форму финансового планирования. Кроме этой функ­ции бюджетирование выполняет также функции управленческого уче­та, оптимизации, координации и контроля финансовых потоков, т.е, оно призвано выполнять весь спектр функций финансового управления. Сводным этот бюджет называется потому, что он представляет собой иерархическую систему частных бюджетов, конкретизирующих пока­затели сводного бюджета. Его составление и исполнение позволяют создать условия для финансового обеспечения и тактической реализа­ции финансовой стратегии организации, установить надлежащий те­кущий и оперативный контроль поступления и расходования денежных средств, своевременно вносить необходимые корректировки в заданные плановые параметры с учетом меняющейся рыночной и внешней среды. Сводный бюджет и входящие в его состав частные бюджеты составля­ются сроком на год, квартал и месяц.

 

Сводный бюджет компании состоит из трех бюджетов первого уровня – операционного, инвестиционного и финансового. Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла. Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

 

Финансовые планы некоммерческих организаций (бюджетных уч­реждений, иных некоммерческих организаций) составляются с целью определения объема финансовых ресурсов и направлений их исполь­зования в рамках осуществления этими организациями уставной дея­тельности по представлению социально-культурных, научных, образо­вательных и иных услуг на некоммерческой основе.

 

Бюджетным организациям (учреждениям) вменяется в обязан­ность составлять бюджетные сметы в порядке, установленном БК РФ. Бюджетная смета представляет собой документ, в котором устанавливаются в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств бюджетной организации. Смета включает расходы бюджетного учреждения, связанные с выполнением его функ­ций в соответствии с уставом (расходы на оплату труда работников; поставок товаров, работ, услуг, на уплату налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды), с выделением расходов, финансируемых за счет бюджетных ассигно­ваний и из небюджетных источников.

 

Бюджетная смета составляется учреждением на основе показате­лей, доведенных до него главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств (органом публичной власти, органом управления внебюджетным фондом, бюджетным учреждением, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств среди подведомственных бюджетных учреждений). Для состав­ления проекта сметы бюджетные учреждения используют установлен­ные законодательными и нормативными правовыми актами тарифы и цены, нормы и нормативы расходов, хозяйственные договоры и дан­ные о расходах за прошлый год. Показатели проекта годовой сметы разбиваются по кварталам. После принятия закона (решения) о бюд­жете на очередной год происходит уточнение бюджетными учрежде­ниями проектов своих смет с учетом показателей принятого бюджета. Затем уточненные проекты смет утверждаются главными распоряди­телями (распорядителями) или руководителями бюджетных учрежде­ний, имеющими на это право, в качестве директивных финансовых пла­нов бюджетных организаций.

 

Прочие некоммерческие организации вправе выбирать виды фи­нансовых планов: баланс доходов и расходов или смету доходов и рас­ходов. Избранная форма планирования должна быть установлена в уч­редительских документах организации. Чаще всего финансовые планы в форме сметы доходов и расходов используют общественные и рели­гиозные организации и различные общественные фонды. Финансовые планы таких некоммерческих организаций регламентируются, разра­батываются и утверждаются самими организациями, и в этом их фи­нансовое планирование сближается с планированием коммерческих организаций, хотя цели у них различные.

 


 

Breadcrumbs