Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования

Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.

Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.

 

Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

 

Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).

 

Концепция финансовой политики – это совокупность основопо­лагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финанса­ми, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой нахо­дится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.

 

По сферам финансовой системы выделяют го­сударственную (муниципальную) и корпоратив­ную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государ­ства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относитель­но самостоятельное значение.

 

Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в об­ласти формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой полити­ки предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды.

 

Расходная финансовая политика предполагает разработку кон­цепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов.

 

Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. Основы финансового контроля и контрольной деятельности подробнее рассмотрены далее.

 

По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

 

Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, дол­говременные цели и задачи финансовой политики, которым подчине­ны все структурные элементы последней и которые оказывают суще­ственное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта.Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).


 

Breadcrumbs