Бюджетный кодекс РФ определяет пять принципов ис­полнения бюджета в современных условиях.

 

1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета, при котором все средства бюджетополучателей (распорядителей бюджетных ассигнований, непосредствен­но осуществляющих расчеты за поставленные товары, вы­полненные работы, оказанные услуги) находятся на едином счете. Это так называемый принцип единства кассы, кото­рый предполагает слияние расчетных счетов бюджетополу­чателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг. Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные измене­ния:

 

-      появляется возможность предварительного и текуще­го контроля целевого расходования средств. Предваритель­ный контроль - это контроль составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств;

 

-      минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных учреждений и органа каз­начейства;

 

-      появляется возможность перераспределения средств. Это позволяет учитывать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспреде­лять и использовать их для финансирования текущих рас­ходов.

 

2.  Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, от­крываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получа­теля средств бюджета. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе располагать владелец лицевого счета.

 

3.  Планирование и исполнение бюджета ведется в раз­резе детальной бюджетной классификации РФ - принцип прозрачности бюджета. Для установления должного контроля за исполнением бюджета необходимо строго придер­живаться бюджетной классификации на этапе подготовки и принятия распоряжений на финансирование.

 

4.  Принятие бюджетными учреждениями денежных обя­зательств по осуществлению расходов и платежей возмож­но лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Бюджетный кодекс РФ вводит понятия бюд­жетного обязательства и лимита бюджетных обязательств.

 

5.  Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений позволяет значительно по­вышать качество планирования расходов за счет остатков средств на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе бюджетной классификации и по срокам нахождения на счетах неиспользуемых средств. Санкционируя договоры, орган казначейства совместно с финансовым органом оптимально может проводить плани­рование расходов во времени, сокращать суммы финанси­рования по тем статьям, по которым регулярно остаются остатки на счетах.

 

Участниками процесса исполнения бюджета являют­ся главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, бюджетные учреждения, получатель бюджетных средств и др.

 

Главный распорядитель бюджетных средств федераль­ного бюджета - орган государственной власти РФ, име­ющий право распределять средства федерального бюдже­та по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной класси­фикацией расходов федерального бюджета. Он составля­ет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и по­лучателям бюджетных средств. Главными распорядителя­ми бюджетных средств являются следующие федеральные органы исполнительной власти.

 

Распорядитель бюджетных средств – орган го­сударственной власти или местного самоуправления, име­ющий право распределять бюджетные средства по подве­домственным получателям.

 

Бюджетное учреждение – это организация, создан­ная органами государственной власти РФ, субъектов РФ или органами местного самоуправления для осуществле­ния управленческих, социально-культурных, научно-тех­нических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

 

Получатель бюджетных средств – бюджетное или иное учреждение, имеющее право на получение бюд­жетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Получатель бюджетных средств - последнее звено в цепочке администраторов бюджетных расходов, та организация, которая имеет право от имени го­сударства или местного самоуправления принять бюджет­ные обязательства и исполнить их в соответствии с доведен­ными лимитами. Фактически это только государственные или муниципальные (бюджетные) учреждения, в том числе органы власти, которые как юридические лица действуют в качестве бюджетных учреждений. Получатели бюджет­ных средств, в свою очередь, могут быть распорядителями бюджетных средств 2, 3, 4 порядка или конечными получа­телями бюджетных средств — учреждениями, финансиру­емыми из бюджета на основании смет доходов и расходов.

 

Производителями и поставщиками бюджетных услуг населению и организациям являются бюджетные учреждения, а также коммерческие и некоммерческие ор­ганизации, привлекаемые к предоставлению бюджетных услуг населению и организациям на условиях аутсорсинга.