Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосудар­ственный финансовый контроль.

 

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осу­ществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также специально созданными контроли­рующими органами с целью обеспечения законности, целесообразно­сти, результативности и эффективности формирования и использова­ния финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор пу­тем проверки соблюдения налогового, банковскоого, страхо­вого, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сде­лок.

 

В зависимости от институциональной структуры публичной вла­сти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами за­конодательной власти, главой государства (субъек­та федерации) и органами исполнительной власти.

 

В разрезе пообъектного классификационного признака государ­ственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д.

 

Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. Под фор­мами финансового контроля понимаются конкретные особенности контрольной деятельности в зависимости от того или иного формального признака. В этой связи можно выделить основные формы финансово­го контроля в зависимости:

-      от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового дей­ствия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль;

-      места проведения контрольных действий: камеральный и вы­ездной контроль;

-      полноты и масштаба охвата объектов контрольными действия­ми: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;

-      периодичности проведения контрольных действий: системати­ческий, периодический и разовый контроль.

 

Предварительный финансовый контроль осуществляется до мо­мента совершения подконтрольных финансовых операций и действий с целью предотвращения возможных финансовых нарушений и недо­статков. Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления финансовой деятельности (действий и операций) с целью оценки те­кущего состояния контролируемого объекта, оперативного выявления недостатков и отклонений от параметров финансовых планов. После­дующий финансовый контроль предполагает проведение проверок, ревизий и других контрольных действий после совершения подконт­рольных действий и операций, чаще всего по результатам финансовой деятельности за определенные отчетные периоды (квартал, полугодие, девять месяцев, год), с целью полной оценки состояния контролируе­мого объекта и субъекта, выявления финансовых нарушений и их устра­нения. Обычно по результатам последующего контроля составляются акты, где указываются нарушения и меры по их устранению.

 

Камеральный финансовый контроль совершается по месту нахож­дения контролирующего органа на основе документов, предоставляе­мых контролируемым субъектом, а выездной финансовый контроль – по месту нахождения контролируемого субъекта на основе первичных документов и непосредственного осмотра объекта контроля.

 

Сплошной финансовый контроль охватывает все финансовые по­токи (операции) подконтрольного субъекта в целом, а выборочный – только ту их часть, которая определена в качестве эталонной (по ней можно судить о состоянии контролируемого объекта и субъекта в це­лом), приоритетной или проблемной. Комплексный и тематический финансовый контроль близки по содержанию и целям сплошному и выборочному контролю соответственно, но охватывают не только финан­совые потоки (операции), но и другие связанные с ними аспекты хо­зяйственной деятельности и объекты (например, контроль путем ревизии).

 

Систематический финансовый контроль проводится посто­янно, без привязки к конкретным периодам; периодический контроль осуществляется регулярно, но в установленные сроки (чаще всего по итогам отчетных периодов), а разовый контроль – единовременно и, как правило, без установления конкретных сроков.

 

По методам проведения выделяют следующие виды контроля:  проверка, обследование, ана­лиз финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мо­ниторинг), ревизия.

 

Проверка производится по отдельным вопросам финан­сово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок вы­являются нарушения финансовой дисциплины и намеча­ются мероприятия по устранению их негативных послед­ствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические.

 

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, про­верка скрытых объектов финансирования и налогообло­жения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д.

 

Анализ как метод финансового контроля должен быть сис­темным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

 

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финан­сового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследо­вание финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, це­лесообразности и эффективности.