Бюджетный процесс – регламентируемая нормами пра­ва деятельность органов государственной власти, органов местного са­моуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по конт­ролю за их исполнением.

 

Стадиями бюджетного процесса являются:

-     составление и рассмотрение проектов бюджетов и государ­ственных внебюджетных фондов;

-     их утверждение;

-     исполнение и контроль за их исполнением.

 

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса опре­делены применительно к каждому из участников процесса.

 

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюд­жетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

 

1.  Президент РФ (Администрация Президента РФ) опре­деляет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодатель­ство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2.  Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи ут­верждает федеральный бюджет, принимает финансовое за­конодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3.  Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финан­сами.

4.  Минфин России обладает следующими бюджетными полно­мочиями: составляет проект федерального бюджета и представ­ляет его в Правительство РФ, принимает участие в разра­ботке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись фе­дерального бюджета и представляет ее в Федеральное каз­начейство; представляет в Федеральное казначейство лими­ты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

5.  Федеральное казначейство обладает следующими бюд­жетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступле­ний между бюджетами бюджетной системы РФ по норма­тивам, установленным БК РФ; открывает в Банке России и кредитных организаци­ях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ; устанавливает порядок кассового обслуживания ис­полнения бюджетов бюджетной системы РФ; ведет учет операций по кассовому исполнению фе­дерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

6.  Федеральная налоговая служба и Федеральная тамо­женная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюд­жетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и дру­гих платежей.

 

В настоящее время широко использованы две модели управления бюджетным процессом: управление затратами и управление результатами.

 

В рамках «управления затратами» бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбаланси­рованность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

 

В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из це­лей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую «привязку» к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджет­ных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюд­жетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана; формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функций и программ, детализа­ция направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств; создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов; приоритет отда­ется внутреннему контролю; ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и резуль­татов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

 

Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта мо­дель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемо­сти объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выра­ботку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупне­ние планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с суще­ственным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

 

Основными новациями Бюджетного кодекса, предпринятые в 2007 г., стали:

-      переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период;

-      четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципаль­ных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий, создание условий для возникновения учреждений новых организационно-правовых форм и про­ведения реструктуризации бюджетной сети;

-      упорядочение организации бюджетного процесса в соответствии с едиными прин­ципами, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов;

-      планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществле­ние бюджетных инвестиций на основе разделения действующих обязательств и при­нимаемых обязательств с отражением каждой программы и объекта в составе ведом­ственной структуры расходов соответствующего бюджета;

-      системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса;

-      усиление стимулов для органов государственной власти и местного самоуправления по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами;

-      утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ Бюд­жетным кодексом РФ с одновременным расширением полномочий органов власти разных уровней, но ее детализации и интеграцией бюджетной классификации и бюд­жетного учета.