Развитие бизнеса в России

Историю развития бизнеса в России следует начать с 80-х годов прошлого века

Историю развития бизнеса в России следует начать с 80-х годов прошлого века, с «перестройки». Во многом на его формирование повлияла деятельность таких субъектов, как научно-технические центры, производственно-хозяйственные объединения, комсомольские и партийные. Несмотря на то, что эти структуры номинально не были самостоятельными, именно из них вышло большинство самых известных предпринимателей.
Конец 80-х годов открыл массу возможностей для многих предприимчивых людей, благодаря радикальным изменениям политического, социального и экономического плана, произошедших в это время в стране. Бизнес получил легальную основу. Любой человек мог открыть свое дело Появились такие формы малых предприятий, как кооператив, предпринимательские объединения и ассоциации участников кооперативного движения. Форма кооператива быстро набирала популярность, вскоре кооперативы появились практически в каждом российском городе. К этому периоду относится и создание Союза менеджеров СССР, в его состав вошли многие бизнесмены.


Разумеется, для подобных экономических образований требовалось свое законодательство, а его не было. Предприниматели были вынуждены отстаивать свои права и защищать интересы перед чиновниками, организовывать публичные выступления в СМИ и т.д. Некоторые баллотировались в народные депутаты. Все это привело к объединению, интеграции в предпринимательской среде. Началось формирование отраслевых предприятий в различных областях (сельское хозяйство, наука, торговая деятельность). В 1990 году был учрежден Российский союз совместного предпринимательства, в 1991 – Аграрный союз. Появляются первые товарищества и открытые акционерные общества, причем немалую роль в их организации играли кооперативы и районные исполнительные комитеты.

В начале 90-х годов начался процесс перераспределения государственной собственности – приватизация старых государственных предприятий. Это привело к укреплению молодого российского бизнеса, так как государственные предприятия стали неконкурентоспособны.

Однако период 1992-93 годов принес на долю предпринимательства и ряд испытаний. Из-за больших налоговых сборов бизнес стал «серым». Многие предприятия использовали «черную» кассу и двойную бухгалтерию. В сфере бизнеса начинается развитие теневой экономики.

 

В дальнейшем развитие бизнеса сказалось на российской экономике в целом. Тогда как в советское время приоритеты экономического развития были отданы наукоемким, высокотехнологичным производствам, 90-е годы поставили во главу угла посредническую торговлю, удалившись от общегосударственных направлений в сторону личной выгоды.

Кризисная политическая ситуация, сложившаяся в России в 1991-93 годах, сопровождавшаяся экономическим развалом, привела к коренному изменению ориентиров предпринимательства. Отныне российский перспективный бизнес стал прежде всего бизнесом коммерческим. Предприятия, не сумевшие вовремя перестроиться, были безжалостно сметены или просто зачахли. В эпоху новой рыночной экономики торговля стала основной деятельностью частных предприятий.

Первые правовые инструменты, регулирующие предпринимательскую деятельность, появляются после 1993 года, вместе с некоторым подъемом в развитии частного экономического сектора. Именно тогда создается Гражданский кодекс.

Новая законодательная политика развития российского бизнеса появилась в 1998 году. Требования к частным предприятиям становятся все более жесткими, при регистрации требуется пройти множество бюрократических барьеров и всевозможных фондов (Обязательного медицинского страхования, Пенсионный и пр.).

В настоящее время государственная политика, направленая на укрепление позиций и формирование бизнеса в России, сделало новый поворот. Проводятся мероприятия по сокращению бюрократических процедур, что должно облегчить как регистрацию, так и повседневную жизнь предпринимателей.

 

Breadcrumbs